В последних числах декабря, т.е. через неделю с хвостиком на полках книжных обещает появиться русский перевод довольно важной, с разных точек зрения, книги «Мясо» (Eating Animals) хорошо известного в России американского писателя Джонатана Сафрана Фоера. Это познавательное, умное и стимулирующее в читателе адреналин произведение, созданное в неожиданном для автора полухудожественном-полудокументальном жанре – отличный повод призадуматься одновременно не только о питании, но и о воспитании, поскольку всякий человек есть то, что ест.
Свобода есть
Одна из ключевых проблем диетологии – так называемое вегетарианство – не имеет однозначной репутации в науке. На сегодня нет ответа, включать ли человеку мясо и животную продукцию в свой рацион, или правильно подобранная постная пища содержит все необходимые компоненты для организма. По мнению одних, ответ зависит от генетических нюансов организма; другие говорят о значимости среды обитания и климата; третьи полагают, что в нынешних условиях, когда название на упаковке часто не имеет отношения к содержимому, диетологические тонкости представляют интерес скорей теоретический. Более того, среди отдельных отечественных и западных специалистов все большее распространение получает взгляд на мясное меню как на не самое здоровое и во многих случаях – прямо нежелательное. Главным обвиняемым по этому тревожному процессу числится «красное мясо».
Русская Православная Церковь, как и подавляющее большинство других конфессий в христианстве, также не навязывает универсальных правил на предмет употребления или неупотребления еды животного происхождения. За вычетом постов, требующих воздерживаться от скоромной пищи, Церковь предоставляет верующим решать этот вопрос самостоятельно, исходя из личных вкусов и, конечно, чувства меры. Поэтому вполне закономерно и естественно, что дискуссии о вегетарианстве и вообще о правильном питании вызывают интерес у многих христиан, и этот интерес не меньший, чем у всякого, кто думает над тем, чем следует и чем не следует, при всей его съедобности и аппетитности, питаться грамотному и ответственному человеку.
Ищем правильную пищу
Следить за этими неумолкающими спорами о том же вегетарианстве можно хоть до гробовой доски, так и не сделав никаких оргвыводов – ведь, кроме нас самих, никто не будет ни торопить, ни упрекать, ни мотивировать. Но тем из нас, кто движим не одним лишь любопытством, а потребностью (как ни назови ее: психологическая, интеллектуальная, моральная) жить в мире и согласии со своими убеждениями и совестью, – одних сторонних наблюдений будет мало. И рано или поздно эти люди – мы с вами – обязательно от наблюдений переходим к собственному «журналистскому расследованию» волнующего вопроса, чтобы выработать собственное мнение и оставить в прошлом изнурительные колебания и сомнения.
Начав исследования, мы быстро попадаем как бы в центр шумного, незатихающего рынка, где у каждого торговца собственное мнение, и вдобавок не одно, а под прилавком вовсе очень много. Мы узнаем, что помимо требований веры и науки, есть еще как минимум аргументация (и контраргументация) этическая, философская, экономическая, экологическая… и это знание, накопленное человечеством, нам, к сожалению, придется тоже (прямо пропорционально нашей исследовательской добросовестности) – принимать в расчет. Нам обязательно придется выслушать десятки или сотни точек зрения. Близкие или противоположные, пересекающиеся или параллельные, они, скорей всего, окажутся формально сходны: слишком односложны, лаконичны и в этом смысле субъективны. Провоцирующие такую же ответную реакцию (доверие, согласие, несогласие, пожатие плечами), эти взгляды обычно не рассчитаны на обстоятельный критический разбор; лишены развернутого, всестороннего обоснования. И, конечно, не способны дать заранее продуманный и взвешенный ответ вашим возражениям «с места». Чем раньше мы поймем, что бодрые кавалерийские наскоки бесполезны (как и расспросы, разговоры, чтение прессы и просмотр телепередач), тем раньше осознаем, что без хороших книг на беспокоящую тему – без прочтения хотя бы одной такой хорошей книги – объемного и целостного понимания вопроса не сформировать.
Мясо заказывали?
Все это было только затянувшееся предисловие к тому, чтобы проанонсировать одну такую книгу – мировой бестселлер двух последних лет Eating Animals Джонатана Фоера. И надо ж было так случиться, что она как раз выходит и в России, озаглавленная «Мясо». Если в предыдущем тексте вы увидели знакомую картину и прочли знакомые и родственные мысли, эта книга вам, считайте, предназначена судьбой. Но даже если вы закоренелый пожиратель стейков и дипломированный специалист по шашлыкам, причин хотя бы раз ее открыть и пролистать – десятки. Вот наиболее бесспорные и очевидные из них.
«Мясо» –ваша книга, если вы:
1) не равнодушны к умной современной прозе;
2) читали предыдущие романы автора (в особенности «Полную иллюминацию») и не нуждаетесь сейчас в моих восторгах;
3) страдаете излишним весом, слабыми сосудами, сахаром в крови, гипертонией и завтракаете яичницей с беконом;
4) ни на что не жалуетесь, но врач советует вам побольше налегать на фрукты, овощи, бобовые и зерновые;
5) все думали поставить точку в затянувшемся романе с говядиной, свининой и окорочками, но до сих пор не находили случая и подходящих слов, чтобы сказать им о своем решении;
6) интересуетесь сенсационными и жуткими подробностями современного животноводства и рыболовецкой индустрии;
7) неравнодушны к меньшим братьям и хотели бы вступить (уже вступили) в общество защитников природы;
8) давно подозревали: фермеры ведут двойную жизнь и наверняка скрывают от общественности ужасающие тайны;
9) несклонный к бабским сантиментам, равнодушный к мукам ближнего мясник, охотник, рыболов, шашлычник, мастер гриля. Но почему-то вам вдруг захотелось выяснить подробности, как провела свой жалкий век свинья, чью маринованную плоть вы любите готовить на мангале, или курица, на чьи поджаренные крылышки вы плеснули чили;
10) как раз намеревались ознакомиться с каким-нибудь подробным изложением теорий этих пацифистов-моралистов, чтобы убедиться: их аргументация – не больше чем истерика, бессмысленные розовые бредни, а мысль не знает, что такое логика. Узнайте лучше своего врага;
11) любите сенсационные и будоражащие воображение репортажи, в которых журналисты раскрывают нам глаза на то, «как оно все обстоит на самом деле»;
12) цените не громкие, но качественную, проверенную информацию. Тем более, если она – о том, что попадает к вам на стол и далее в живот;
13) неравнодушны к прозе необычного формата, в нашем случае – комбинации эссе, мемуаристики, научпопа, просто любопытных фактов и историй.
Но главное ее достоинство – то самое, с которого мы начали: в этой книге Фоер, много лет пытавшийся стать вегетарианцем, суммировал и подытожил, возможно, все (за исключением чисто медицинских) основные аргументы «за» и «против» мясопотребления. Точнее, если честно, – «против» (что скрывать). Особенно в его сегодняшних промышленных масштабах.
Слово как плоть
Велик соблазн украсить этот текст цитатами из книги, благо в ней легко найти эффектные, запоминающиеся миниатюры на любой, подозреваю, вкус, но это слишком просто, и к тому же, вы легко найдете их найти в Сети за несколько секунд. В Рунете есть и интервью с писателем, и даже несколько фрагментов этой книги.
Добавлю только, что вообще-то я сравнительно неплохо был знаком со всеми – древними и нынешними – доводами вегетарианцев. И, кстати, не имел понятия, к своему стыду, о Фоере до встречи с этой книгой. А потому открыл ее без учащенного сердцебиения и каких-то специальных ожиданий. Первые страницы – о рождении сына – тоже не особо воодушевили. Но вскоре, начиная с бабушкиного рассказа о свинине, я почувствовал, что автор – вовсе не наивный хипповатый сторителлер и не бесноватый радикал-пропагандист; начал понимать, что повествование ускользает от заготовленных мной для него определений. Еще каких-то пять страниц, и стало ясно – этот текст гораздо глубже и философичней, чем мог себе представить; что перед тобой – гораздо более нетривиальное и умное произведение, чем ты, при всем к нему почтении, рассчитывал прочесть. Читая, словно движешься вперед, к диковинному, непонятному и вроде бы статичному объекту, расположенному прямо у тебя перед глазами. Идешь к нему – и не достигаешь, как будто с каждым шагом и оно бесшумно отдаляется за горизонт. Или словно погружаешься под воду, спускаешься все ниже, и уже совсем темно, и хорошо бы возвращаться, а дна по-прежнему не видно.
Согласитесь – редкая литература может вызвать такое удивление, граничащее с дезориентацией. И я еще не говорю про наиболее заметные особенности книги – бесчисленные факты и свидетельства, разоблачающие целый сектор экономики и заставляющие цепенеть от ужаса. Менее всего я склонен думать, что они второстепенны или не принципиальны, тем более что многие уверены в обратном. Но мне кажется, что центральный фокус «Мяса» в том, что оглушительному обвинению, предъявленному современной «индустрии смерти», не уступают параллельно длящиеся размышления о природе человека.
Не часто видишь по-настоящему сенсационный, качественный репортаж гуляющим под ручку с не уступающей ему в своей квалификации, уверенной и сильной философской прозой. Но чтобы эти двое не случайно встретились и были вынуждены с тех пор, по воле автора, сосуществовать скрепя зубами; чтоб они как будто родились быть вместе и образовали столь естественный и неразрывный, душа в душу, любящий союз – такого зрелища я сходу даже не припоминаю
Комментариев нет:
Отправить комментарий